Изношенные шины: от проблем к возможностям

Изношенные шины: от проблем к возможностям

За последние 15 лет численность зарегистрированных частных авто в Беларуси удвоилась. Одних только личных автомобилей в Беларуси зарегистрировано около 3 млн. А ведь еще есть автотранспорт, который находится на балансе предприятий – около 1 млн. машин. И весь этот автопарк вместе с комфортом привносит в нашу жизнь и шлейф экологических проблем. Одна из них - огромное количество отработавших свое автомобильных шин. Они не подвергаются естественному разложению и требуют специальной утилизации. По оценкам специалистов Оператора вторичных материальных ресурсов, в год в Беларуси образуется примерно 65 – 70 тысяч тонн изношенных шин. Количество же накопившихся шин на свалках точного определить нереально. Можно лишь предположить по динамике роста численности автомобилей и доли переработки их в республике, что за последние двадцать лет их число приблизилось к миллиону тонн. А ведь материал, из которого изготовлены шины, далеко не безопасен, да и сами шины – ценный ресурс, которому можно и нужно давать вторую жизнь.

минск улицы.png

Шины состоят из разных материалов и слоев, которые обеспечивают им прочность, эластичность, сцепление и долговечность. Внутренний каркас, корд , - это несколько слоев материала, он может быть изготовлен из нейлона, полиэстера, стали или арамида. Брекер - слой, расположенный между каркасом и протектором делают из стали, кевлара, нейлона или полиэстера. Протектор сделан из резиновой смеси, содержащей различные добавки, такие как каучук, кремниевая кислота, технический углерод, смолы и масла. Резиновая смесь – составная часть также бортов и боковых частей шины.

Технический углерод – одна из наиболее опасных составляющих. Именно он при износе шины загрязняет окружающую среду. Чёрный налёт на зданиях, вдоль автомагистралей - это техуглерод, очень мелкие частицы высоко дисперсного вещества. Самое плохое, что он имеет ту же природу, что и мы с вами, то есть углерод в основе. А значит, попадая внутрь, он связывается организмом и не выводится из него. По сути техуглерод - это просто сажа, продукт который остаётся после сгорания, но при этом он очень токсичен. Лет 100 назад рак кожи называли болезнью трубочистов. Причина – постоянный контакт с высокодисперсным углеродом. Современная наука этот факт подтвердила. Международное агентство по исследованиям в области рака называет технический углерод канцерогенным веществом, то есть таким, которое провоцирует онкологические заболевания. Чем больше изношена поверхность шин, тем больше в окружающую среду попадает технического углерода. Так что старая покрышка гораздо опаснее, чем мы привыкли думать! Там ещё содержатся сера или серосодержащие вещества, жирные кислоты и соединения цинка. Последний - оксид цинка - вымывается из шин, попадает в почву, далее в воду, причиняя достаточно сильный вред окружающей среде.

Как тут не вспомнить советскую привычку годами хранить запасные комплекты шин на застеклённых балконах. Нагреваясь от солнечного света, они начинают выделять токсичные соединения и знакомый резиновый запах, который становится особенно резким в жаркие дни. На самом деле это и есть признак того, что мы вдыхаем опасные для здоровья вещества. Уменьшить вред от этих испарений можно, если накрывать шины материалом, который не позволит им нагреваться. Но в идеале, конечно, просто не нужно хранить покрышки дома. Но это шины, которые мы ещё будем использовать. А вот те, которые отслужили свой срок, становятся настоящей проблемой!

лебеди из шин.png

К сожалению, до сих пор для очень многих старые шины - это дешёвый материал для создания самодельных клумб, скамеек или причудливых украшений во дворе. Можем ли мы быть уверены что цинк, сера и технический углерод, добавленные в шину при производстве, не попадают на нашу кожу, в наши лёгкие?
Мало кто знает, но отработанные автомобильные шины – это отходы, которые законодательство относит к третьему классу опасности, а по возможности использования старые шины - вторичные материальные ресурсы. Эта характеристика подразумевает, что они могут использоваться в качестве вторичного сырья. А значит, захоронение или уничтожение отработанных автомобильных шин официально запрещено законом.

Брошенная на улице, закопанная во дворе шина будет разлагаться до 500 лет, медленно выделяя в почву токсичные вещества. Но если ее поджечь, тогда процесс ускорится в сотни раз, опасная концентрация веществ будет достигнута не за годы, а мгновенно. В большинстве шин содержится такой полимер, как стирол. При горении он также выделяет вредные вещества в окружающую среду. Если на вашем, удалённом от города дачном участке, сжечь шины, то уже этого будет достаточно, чтобы не называть выращенные на нем продукты экологически чистыми.

Что делать с изношенными шинами?

Многие из нас не знают, что делать со старыми шинами. Выбрасывать их – безответственно, сжигать – опасно, закапывать в землю – бессмысленно.
Все СТО, где производят шиномонтаж, как юридические лица так и индивидуальные предприниматели по закону обязаны собирать изношенные шины и сдавать их на переработку. И это единственно верное решение проблемы старых покрышек.
Если шины вы меняете самостоятельно, то помните - найти места, где их принимают у населения совсем не сложно. Ищите ближайший пункт приема на нашей Карте. Еще одним правильным решением будет - оставить шины на специальных площадках для крупногабаритного мусора. Отсюда они также отправятся на переработку.

Как перерабатывают старые шины в Беларуси?

Тонны отработанных шин выглядят устрашающе. Но с той минуты, как они попадают на заготовительные пункты, они перестают быть токсичной «миной» замедленного действия. Теперь шины - это ценное сырье, не просто пригодное к переработке, но и способное принести немало пользы в Беларуси. Сегодня в нашей стране работает 11 предприятий, которые перерабатывают отслужившие свой срок шины и превращают их в новую полезную и востребованную продукцию.

Переработка производится с применением особых технологий. Например, на предприятии в Гродно производство загружено 24 часа в сутки. Завод перерабатывает до 3 тонн в час. Первый этап переработки старых шин - извлечение металлической составляющей или металлокорда. Шина захватывается специальными крюками, делится на две части и из нее буквально вырываются металлические нити.
переработка шин.png

Дальше они отправляются на другие заводы и станут сырьем для производства строительных материалов. Оставшуюся резиновую часть отправляют в шредер, где она перемалывается на мелкие кусочки. Эти клочки резины здесь называют «чипсами». Резиновые чипсы измельчают несколько раз. Это необходимо, чтобы текстильная основа отделилась от самой ценной части шины – каучука. Каучук многие химики называют «вечным материалом», его можно перерабатывать многократно при этом качество резины не тяреятся. Каучук можно реинкарнировать снова и снова, каждый раз создавая что-то новое.

Что делают из старых шин?

Старые шины идеально подходят для создания новых покрытий для самых разных поверхностей. Из них делают полы в автомастерских, автомойках, химических лабораториях и заводских цехах. Мягкость, хорошее сцепление с подошвой обуви, износоустойчивость позволяют делать из отработанных шин отличные спортивные дорожки и площадки, поверхности кортов для игры в теннис и тротуарную плитку. Существуют технологии, которые позволяют делать из отработанной резины подошву для обуви. Крошку, которая получается при переработке, часто используют как наполнитель для спортивного инвентаря. После переработки этот вторичный ресурс – отличный вариант для защиты и утепления различных зданий.

маты из старых шин.png

Резиновую крошку применяют и при укладке асфальта. Это пока экспериментальная, но очень перспективная сфера ее применения. Технология с использованием переработанного каучука позволяет создать дорожное покрытие, которое не проваливается, не проседает и практически не образует трещин. При этом служит такой асфальт гораздо дольше обычного. А себестоимость ремонта и обслуживания дорожного полотна снижается. Уже сегодня есть десятки способов применить этот материал. Но каждый год технологи находят новые. В Беларуси же самый популярный продукт - специальное покрытие для животноводческих комплексов.

©Цель 99

Все новости