Ежедневно используя дезодорант или увлажняющий крем, большинство из нас даже не задумывается о том, куда отправится пустой флакон после использования. А когда средство все же заканчивается, нередко оказывается, что упаковка от него совершенно не подходит для переработки по целому ряду причин.

Почему косметическую упаковку зачастую сложно переработать?
Основная причина – сложный состав. Обычно упаковка от косметических средств представляет собой совокупность разновидных материалов: пластиковый тюбик с алюминиевым слоем внутри, стеклянная банка с резиновой прослойкой в пластмассовой крышке, намертво впаянная в пластик помпа с металлической пружиной – разделить все это на компоненты крайне сложно. Вот почему далеко не вся косметическая упаковка получает шанс на «вторую жизнь».
В Беларуси не принимают на переработку:
- Тюбики с алюминиевым слоем (например, от зубных паст, кремов);
- Гибкие саше-пакеты (от пробников, масок) – из-за смеси пластика и фольги;
- Баночки из соединения стекла, пластика, резины (обычно от кремов), которые трудно отделить друг от друга;
- Кисти (пластиковые, деревянные с натуральным или искусственным ворсом) – вновь виной комбинация неразделимых материалов разного вида;
- Дозаторы и помпы – если они не разобраны, то содержат металлические пружины и разные виды пластика;
- Флаконы, стики от помады с остатками косметики (сильно загрязненные);
- Косметика с зеркальными элементами (например, компактные пудры с зеркальцем).
К счастью, сегодня не составит труда найти в продаже косметические средства, которые выпускаются в упаковке, пригодной для переработки или повторного использования. Все больше брендов предлагают альтернативу упаковке-однодневке – стеклянные баночки, алюминиевые тубы, картонные футляры. А некоторые идут еще дальше, создавая рефил-системы. Это когда можно пополнять емкость от косметического средства, не выбрасывая ее. Один из популярных примеров – теневые палетки с рефилами. Например, некоторые бренды предлагают пустые магнитные палетки, куда можно вставлять сменные блоки теней. Это удобно, потому что можно менять оттенки, не покупая новую упаковку. Также рефилы есть у тональных средств и пудр. Например, некоторые марки выпускают компактные пудры, где можно просто заменить внутренний блок, а футляр оставить прежним. Такой подход не только помогает сократить количество отходов, но и делает потребление бьюти-товаров более ответственным. Все зависит от нашего выбора: осознанный подход на этапе покупки, правильная очистка/разбор упаковки и последующая сортировка могут значительно сократить количество мусора.

Какую упаковку принимают в переработку в Беларуси?
Полностью стеклянные баночки (особенно прозрачные, без напыления);Пустые алюминиевые флаконы (например, лака для волос, сухих шампуней, дезодорантов и прочих спреев);
Пластиковые односоставные тюбики, баночки и другая упаковка из пластмассы с маркировкой PP/ПП (5), ПЭТ (№1) и ПЭВП (№2);
Бумажная упаковка: всевозможные коробочки.

Как подготовить упаковку от косметики к сдаче в переработку?
- Очистить от остатков. Старайтесь использовать продукт полностью и споласкивайте флаконы от остатков.
- Разобрать на компоненты. Если упаковка изготовлена из разных материалов, которые возможно разделить без особого труда, обязательно сделайте это. Этикетки можно не снимать, если они не отходят легко.
Куда сдавать упаковку от косметики в Беларуси?
Стеклянную упаковку – в контейнер для отходов стекла (синий) или контейнер для смешных вторичных материальных ресурсов (ВМР), пластиковую – в контейнер для отходов пластика или контейнер для смешанных ВМР, туда же отправляем металлические флаконы. А бумажные коробочки можно отнести в контейнеры для макулатуры или смешанных ВМР.Все, что не подлежит переработке – в черный контейнер для обычного мусора (ТКО). К сожалению, такая упаковка все же отправится на мусорный полигон.

Следующий шаг – разумное потребление
Сортировка и переработка упаковки – важный этап на пути к экологичному потреблению. Но еще важнее задуматься: а можно ли сократить количество упаковки до того, как она станет мусором?Каждое купленное средство – это не только продукт, но и новая порция пластика, стекла или металла. И даже если упаковка перерабатываемая, она все равно требует ресурсов на производство и утилизацию. Возможно, настоящая забота об экологии начинается еще до момента покупки, когда мы осознанно выбираем только те средства, которые действительно нужны.

Вы замечали, как социальные сети превращают людей в коллекционеров ненужных товаров? Порой бренды обещают революцию в уходе, а на деле выпускают тот же крем, только теперь «с экстрактом лугового ветра». Каждый день блогеры рассказывают о новинках, «которые изменят жизнь», а люди, поддавшись ажиотажу, бегут покупать очередную палетку каких-то экстравагантных теней, которые, скорее всего, будут использованы лишь в день приобретения, а затем останутся пылиться на полке. «Фаст-фэшн» процветает в мире косметики: тренды сменяют друг друга так быстро, что продукты устаревают раньше, чем заканчиваются. А отдельные бренды в погоне за прибылью активно поддерживают этот цикл, регулярно выпуская лимитированные коллекции и обновляя формулы с незначительными изменениями.

К счастью, сейчас появляется и обратная тенденция. Осознанное потребление в бьюти-индустрии перестает быть нишевым трендом. Среди топовых брендов есть и те, которые отказываются от избыточной упаковки, сотрудничают с перерабатывающими компаниями. И мы, как потребители, тоже можем вносить свой вклад – для этого не обязательно жертвовать комфортом. Экологичное потребление в индустрии красоты начинается с осознанных решений. Вместо того чтобы приобретать десятый хайлайтер или очередную помаду «в уникальном оттенке», стоит проанализировать, действительно ли этот продукт вам нужен. В итоге осознанный подход к красоте и уходу за собой поможет не только уменьшить нагрузку на окружающую среду, но и избежать лишних трат.