Мировая мода для свалки

Мировая мода для свалки

Как часто вы покупаете одежду? Есть ли у вас вещи, висящие в шкафу не первый год, которые вы так ни разу и не одели и даже не срезали ценники? Утвердительный ответ на эти вопросы, к сожалению, сегодня - самый частый. Мы привыкли покупать много одежды, отказываемся носить вещи, которые какие-то блогеры вдруг называют “неактуальными”, хотим быть в тренде, соответствовать, не отставать. Быстрая мода делает свое дело. Подвергая риску не только наш личный бюджет, но и экологию.

Последствия быстрой моды

По данным Business Insider, с 2000 года производство одежды удвоилось. Многие модные модные бренды увеличили количество коллекций в год с двух до шести. А некоторые представители масс-маркета выпускают еще больше и меняют коллекции каждые три недели.
При этом производство одежды серьезно влияет на климат и считается одной из самых загрязняющих планету отраслей. По данным ООН индустрия моды производит от 8 до 10 процентов всех выбросов СО2 и 20 процентов сточных вод.
Многие синтетические ткани также загрязняют окружающую среду при производстве. Например, нейлон выделяет закись азота — парниковый газ, который в 300 раз опаснее углекислого. Полиэстер, нейлон выделяют микропластик при стирке и не разлагаются в океане. Окрашивание текстиля - еще один источник загрязнения и расходования водных ресурсов планеты.

Свалка “модного мусора”, которая видна из космоса

Еще одно последствие быстрой моды - колоссальное количество невостребованных товаров. Стоковые магазины не спасают, большая часть такой одежды попадает на свалку. Каждую секунду сжигается или выбрасывается одежда, равная по объему мусоровозу. По оценкам Еврокомиссии, жители ЕС выбрасывают каждый год почти 6 млн тонн текстиля, и лишь четверть перерабатывается. И это еще хороший показатель. Средний мировой - лишь 1 процент. Переработка одежды - сложное дело. Комбинированные ткани, фурнитура - чтобы все это разобрать и переработать нужны дорогие технологии и инфраструктура для сбора и сортировки. Поэтому в мире растут “кладбища” модных товаров.

6.png

Одна из острейших экологических проблем некоторых стран Африки - потоки нераспроданной или бракованной одежды из развитых стран. В Гану каждую неделю прибывает 15 миллионов предметов одежды из Америки, Европы и Китая. Большая часть не пригодна для дальнейшего использования, продажи и попадает на свалки. Полигон “модного мусора” в Гане, например, уже виден из космоса. Там одежда разлагается десятилетиями, выделяя токсичные вещества и микропластик. Горы отходов мировой моды из синтетики и полиэстера засоряют прибрежные территории и океан, создают глобальную экологическую проблему.

Горы выброшенной одежды растут и в чилийской Атакаме, самой сухой пустыне мира. Чили является центром складирования подержанной и нераспроданной одежды, произведенной в Китае или Бангладеш и проходящей через Европу, Азию или Соединенные Штаты

2.png

Если не будет рычагов воздействия на производителей одежды масс-маркета, такие страны, как Гана или Чили, будут продолжать служить "мусорным ведром" мировой фэшн-индустрии.

Модный приговор: как крупнейшие бренды сжигают нераспроданные коллекции

Отправка на кладбище быстрой моды - только один из вариантов решения проблемы нераспроданных коллекций. К сожалению, сегодня одно из самых популярных решений для крупных производителей модной одежды - сжигание остатков. Особенно грешат этим люксовые бренды, которые уничтожают таким образом нераспроданные товары на несколько миллиардов долларов ежегодно. Например, британский бренд Burberry в 2018 году попал в крупный скандал, когда вынужден был признаться, что за год сжег одежду, аксессуары и парфюмерию почти на 29 млн фунтов, а за пять лет компания уничтожила товары на более чем 90 млн фунтов.
В списке “сжигателей” оказались Louis Vuitton, Balenciaga, Brioni, Gucci и Yves Saint Laurent. И за прошедшие годы ситуация мало изменилась.
Дело в том, что сжигание ненужных товаров - часть бизнес-стратегии. Ведь скидки и распродажи - удар не только по их имиджу эксклюзивности, но и по ценнику. Кто захочет платить 5 тысяч за джинсы, которые через пару месяцев можно будет приобрести за 500, а еще через полгода за 100?
Уничтожают коллекции и бренды масс-маркета. Zara, H&M избавляются от миллиардов единиц одежды и аксессуаров ежегодно. Хотя, в отличие, от люксов они уверяют, что на сжигание идут только некачественные и бракованные товары.

Не удивительно, что такая бизнес-стратегия вызывает шквал критики. И не только экологи возмущены тем, что эти компании не ценят свою продукцию, труд людей, природные ресурсы, потраченные на производство.

Рычаги воздействия на модную индустрию

Эту темную сторону моды в последние годы пытаются взять под контроль.
Некоторые европейские страны поддержали идею запретить уничтожение нераспроданной одежды. Так, Франция, Германия и Нидерланды предложили ввести такой закон на уровне Евросоюза. Он касается не только одежды, но и аксессуаров, таких как перчатки, ремни и сумки.
Кроме того, в ЕС производителям придется подстраиваться под новые правила, утвержденные Европарламентом: к 2025 году на переработку должно отправляться не менее 55 процентов муниципальных отходов, а захоронение их на полигонах должно быть не более 10 процентов к 2035 году.

“Озеленить” свои подходы пробуют и производители. Например, в 2020 году 94 фирмы, представляющие в совокупности около 13 процентов рынка мировой моды, подписали соглашение Global Fashion Agenda. По нему у каждой компании есть набор индивидуальных задач, общие же цели заключаются в более эффективном использовании воды, разработке экологичных волокон и создании новых систем переработки. У некоторых брендов есть и собственные инициативы.

Сегодня ряд предприятий мировой индустрии моды заявляют, что изменят производственный цикл и будут развивать такие направления, как ремонт и переделка одежды. Но есть опасения, что предприятия могут использовать это лишь как зеленый пиар, никак не помогая экологии.

Светлана Мацкевич
Цель "99"

Все новости