Что эти цифры значат для каждого из нас? Что всё вокруг упаковано, упаковывается или будет упаковано. С одной стороны - правильно, ведь без упаковки невозможно представить транспортировку товаров, их защиту от загрязнения и порчи. Но сохранность продуктов - не единственное предназначение упаковки. Привлечь внимание покупателя и побудить к покупке - эти цели выходят на первый план. Товар в большой яркой упаковке выглядит привлекательно, даже маленькая безделушка кажется большой и значительной. Но рано или поздно любая упаковка становится мусором. И именно с этого момента начинаются проблемы. Одно дело, когда её можно переработать, а другое - когда она сделана из таких материалов, которые можно отправить лишь на мусорный полигон, где она будет разлагаться сотни лет.
За последние три десятилетия в Беларуси наблюдается постоянный рост коммунальных отходов. Сегодня в среднем каждый житель нашей страны производит в 2,5 раза больше мусора, чем 30 лет назад. По подсчетам
Белстата, в 2021 году на одного белоруса пришлось 425,7 кг твердых коммунальных отходов. В 1997 году по
оценкам специалистов, этот показатель не превышал 177 кг на человека.
По экспертным оценкам, от 30 до 50 процентов нашей мусорной корзины – это упаковка. Можно ли обернуть проблему в выгоду? Что делать с огромной массой использованной упаковки? Ответ найден давно - ее нужно перерабатывать и превращать во вторичное сырье. А чтобы перерабатывать, нужно правильно рассортировать.Прежде всего нужно определить, из какого она материала. И затем выбросить её в соответствующий контейнер для вторсырья.
Офисную, оберточную бумагу, картон и бумажные пакеты отправляем в контейнер зеленого цвета или зеленой наклейкой, он для бумаги. Стеклянная упаковка - особо ценный вторичный ресурс, поэтому банки и бутылки обязательно должны попасть в синий контейнер или в контейнер с соответствующей наклейкой. Самая многочисленная и опасная для природы упаковка – пластиковая. Если учесть, что разлагается она сотни лет. Поэтому пластик – в переработку. ПЭТ-бутылки, тару от продуктов, косметики, моющих средств, бытовой химии, полиэтиленовые пакеты и плёнки выбрасывайте в желтый контейнер или с желтой наклейкой. Кстати, туда же можно отправлять и всю металлическую тару. Её обязательно отберут для переработки на сортировочной линии.
Альтернативы одноразовой упаковки
Есть упаковка, которая переработке не подлежит, и именно она представляет самую большую проблему. Комбинированная, состоящая из разных материалов и видов пластика, которые невозможно отделить друг от друга – все это пока не подлежит переработке. Но всё это по-прежнему предлагается производителем. Однако рублем голосуем всё же мы, потребители, и нам решать, будут ли расти полигоны бытовых отходов за счет неперерабатываемой упаковки или мы выберем другую, более дружественную окружающей среде. Например, пластик, который у нас в стране хорошо перерабатывается (маркировка 1, 2,4, 5).А еще лучше выбрать стекло как тару для напитков. Стекло – уникальный материал, который можно перерабатывать многократно, при этом значительно экономя энергетические и природные ресурсы! Второй плюс стекла – безопасность для здоровья, никаких вредных веществ в продукты оно не выделяет. Долгое время стекло не знало себе равных, но во второй половине 20 века почти без боя сдалось пластику и тетрапаку. Сегодня стекло занимает всего лишь 1,5 процента на белорусском рынке упаковки. На государственном уровне принято решение по увеличению производства и реализации продукции в стекле. Предусмотрены и меры экономического стимулирования для производителей: выплаты компенсаций, которые осуществляет «Оператор вторичных материальных ресурсов».
Очень многое зависит и от наших потребительских привычек. Например, мы привыкли, что в каждый товар в магазине нам упаковывают в отдельный бесплатный пакет. Мы эти пакеты не считаем, ведь всё бесплатно! Обращали ли вы внимание, сколько их после возвращения из магазина тут же оказывается в мусорном ведре? Вряд ли. Масштабы заметны только на мусорных свалках – миллионы пластиковых пакетов. Осознание проблемы уже приходит, и всё чаще в магазины покупатели приходят со своей многоразовой сумкой.
Но как показывает мировая практика, самый мощный стимул - экономический. Например, когда в Германии установили плату за пластиковые пакеты, немцы сократили их использование вдвое. В Латвии меры предпринимают в отношении торговых сетей, установив специальный налог для тех, кто использует пластиковые пакеты. Это тоже привело двукратному снижению таких отходов.
В Беларуси ритейлу также предлагают сократить пластик. В 2022 году Минприроды подписало соглашения о сотрудничестве по снижению использования пластика с торговой сетью «Евроторг» и Белкоопсоюзом. Речь пока не о жестких ограничениях, а о добровольных обязательствах, которые может взять на себя торговля. Например, убрать полиэтиленовые пакеты у касс, фасовать хлеб в бумажную упаковку, расширить ассортимент воды и соков в стекле.
Конечно, представить себе, что пластиковые пакеты будут под полным запретом сейчас невозможно. Да и дело тут больше не в самих пакетах, а в их разумном потреблении. Решать нам, потребителям. Отказываясь в магазинах от лишних пакетов и выбирая многоразовую упаковку, мы способны повлиять на торговлю, производителей. Бизнес будет вынужден переориентироваться на экологические запросы покупателей. Как говорится, не будет спроса - не будет и предложения. От нас же требуется запомнить совсем простые истины: выбирать упаковку, которую можно переработать, обращать внимание на маркировку, выбирать более дружественный для экологии вариант, а выбрасывая упаковку - сортировать пластик, бумагу, стекло, металл. Вместо пластиковых пакетов использовать многоразовые сумки. Когда мы все к этому придем, мир станет безопаснее и чище.
©Цель 99