Упаковка: друг или враг?

Упаковка: друг или враг?

Коробочка, а в ней - ещё одна и ещё, а потом обёртка и бантик! Именно так зачастую и выглядит современная упаковка. Распаковка – целая приключенческая история! Но в её финале остается гора ненужного мусора. То, что кажется милым на первый взгляд, для экологии – серьёзная проблема. Сегодня упаковка - это успешная отрасль, прибыль от которой растет ежегодно на 5-7 процентов, а оборот составляет триллион долларов.

коробки конвейер

Что эти цифры значат для каждого из нас? Что всё вокруг упаковано, упаковывается или будет упаковано. С одной стороны - правильно, ведь без упаковки невозможно представить транспортировку товаров, их защиту от загрязнения и порчи. Но сохранность продуктов - не единственное предназначение упаковки. Привлечь внимание покупателя и побудить к покупке - эти цели выходят на первый план. Товар в большой яркой упаковке выглядит привлекательно, даже маленькая безделушка кажется большой и значительной. Но рано или поздно любая упаковка становится мусором. И именно с этого момента начинаются проблемы. Одно дело, когда её можно переработать, а другое - когда она сделана из таких материалов, которые можно отправить лишь на мусорный полигон, где она будет разлагаться сотни лет.


упаковка пакеты

По экспертным оценкам, от 30 до 50 процентов нашей мусорной корзины – это упаковка. Можно ли обернуть проблему в выгоду? Что делать с огромной массой использованной упаковки? Ответ найден давно - ее нужно перерабатывать и превращать во вторичное сырье. А чтобы перерабатывать, нужно правильно рассортировать.Прежде всего нужно определить, из какого она материала. И затем выбросить её в соответствующий контейнер для вторсырья.

Альтернативы одноразовой упаковки

Есть упаковка, которая переработке не подлежит, и именно она представляет самую большую проблему. Комбинированная, состоящая из разных материалов и видов пластика, которые невозможно отделить друг от друга – все это пока не подлежит переработке. Но всё это по-прежнему предлагается производителем. Однако рублем голосуем всё же мы, потребители, и нам решать, будут ли расти полигоны бытовых отходов за счет неперерабатываемой упаковки или мы выберем другую, более дружественную окружающей среде. Например, пластик, который у нас в стране хорошо перерабатывается (маркировка 1, 2,4, 5).

А еще лучше выбрать стекло как тару для напитков. Стекло – уникальный материал, который можно перерабатывать многократно, при этом значительно экономя энергетические и природные ресурсы! Второй плюс стекла – безопасность для здоровья, никаких вредных веществ в продукты оно не выделяет. Долгое время стекло не знало себе равных, но во второй половине 20 века почти без боя сдалось пластику и тетрапаку. Сегодня стекло занимает всего лишь 1,5 процента на белорусском рынке упаковки. На государственном уровне принято решение по увеличению производства и реализации продукции в стекле. Предусмотрены и меры экономического стимулирования для производителей: выплаты компенсаций, которые осуществляет «Оператор вторичных материальных ресурсов».

бутылки молока

Очень многое зависит и от наших потребительских привычек. Например, мы привыкли, что в каждый товар в магазине нам упаковывают в отдельный бесплатный пакет. Мы эти пакеты не считаем, ведь всё бесплатно! Обращали ли вы внимание, сколько их после возвращения из магазина тут же оказывается в мусорном ведре? Вряд ли. Масштабы заметны только на мусорных свалках – миллионы пластиковых пакетов. Осознание проблемы уже приходит, и всё чаще в магазины покупатели приходят со своей многоразовой сумкой.

Но как показывает мировая практика, самый мощный стимул - экономический. Например, когда в Германии установили плату за пластиковые пакеты, немцы сократили их использование вдвое. В Латвии меры предпринимают в отношении торговых сетей, установив специальный налог для тех, кто использует пластиковые пакеты. Это тоже привело двукратному снижению таких отходов.
В Беларуси ритейлу также предлагают сократить пластик. В 2022 году Минприроды подписало соглашения о сотрудничестве по снижению использования пластика с торговой сетью «Евроторг» и Белкоопсоюзом. Речь пока не о жестких ограничениях, а о добровольных обязательствах, которые может взять на себя торговля. Например, убрать полиэтиленовые пакеты у касс, фасовать хлеб в бумажную упаковку, расширить ассортимент воды и соков в стекле.
упаковка экофрендли

Конечно, представить себе, что пластиковые пакеты будут под полным запретом сейчас невозможно. Да и дело тут больше не в самих пакетах, а в их разумном потреблении. Решать нам, потребителям. Отказываясь в магазинах от лишних пакетов и выбирая многоразовую упаковку, мы способны повлиять на торговлю, производителей. Бизнес будет вынужден переориентироваться на экологические запросы покупателей. Как говорится, не будет спроса - не будет и предложения. От нас же требуется запомнить совсем простые истины: выбирать упаковку, которую можно переработать, обращать внимание на маркировку, выбирать более дружественный для экологии вариант, а выбрасывая упаковку - сортировать пластик, бумагу, стекло, металл. Вместо пластиковых пакетов использовать многоразовые сумки. Когда мы все к этому придем, мир станет безопаснее и чище.

©Цель 99

Все новости