Коммунальщики все время ищут эффективные способы борьбы с гололедом. Мы уже все привыкли к песчано-соляной смеси, которая буквально растворяет наледь и превращает ее в воду. Однако наш комфорт дорого обходится экологии. Эта антигололедная смесь вредит деревьям и газонам, нашим вещам и автомобилям. Очень страдают от реагентов и животные, лапы которых буквально разъедаются солью.
Как же быть, неужели нет более экологичного способа избавиться от надоевшей ледяной массы? В мире давно заняты этим вопросом и не только нашли, но и используют эффективные решения по борьбе с гололедом, которые не наносят такого вреда окружающей среде и транспорту. Мы сделали подборку наиболее экологических способов борьбы с гололедом.
1. Кофейная гуща
Она повышает сцепление колес с дорогой и предотвращает скольжение. Кроме того, кофейная гуща темного цвета, который поглощает солнечный свет и ускоряет таяние льда. Недостатком такого способа является то, что кофейная гуща может оставлять пятна на одежде и обуви, а также привлекать животных и насекомых.Кофейную гущу применяют при гололеде в разных странах мира, например в США. В Швеции, кофейную гущу смешивают с песком и щебнем, чтобы создать более эффективное сцепление с поверхностью. В Японии кофейную гущу добавляют в специальные «тепловые подушки», которые помещают под колеса автомобилей, застрявших на льду.
2. Противогололедные реагенты на основе натуральных компонентов
Эти реагенты эффективно растапливают лед и снег, не оказывая негативного воздействия на окружающую среду, обувь, металлические конструкции, покрытия из плитки, камня, асфальтобетона.3. Использование абразивных материалов
Такие как песок, гранитная или мраморная крошка. Эти материалы улучшают сцепление обуви и колес с поверхностью, но не растапливают лед. Однако они также требуют дополнительной уборки после таяния снега4. Метод ученого Торгейра Ваа
Суть метода заключается в распылении на дороге смеси мелкого песка с горячей водой. Снег счищают до асфальта, оставляя слой в несколько сантиметров. Песок смешивается с горячей водой 90–95°С в пропорции 7 к 3, а затем всю эту смесь разбрызгивают на улицах специальными машинами. Нагревшийся песок вплавляется в снег, в результате чего поверхность становится шероховатой. В итоге абразивный материал вмораживается в наст и превращается в твердое покрытие, пригодное для передвижения автомобилей. Покрытие функционирует около недели с суточным трафиком около 1,5 тыс. машин, после чего требуется повторное вмораживание гравийной крошки. Этот способ особенно популярен и используется с 2004 года на родине ученого – в Швеции.
5. Подогрев дороги
Такой способ борьбы с гололедицей используют в некоторых скандинавских странах, например, в Норвегии и Финляндии. Трубы тепло-коммуникации прокладывают рядом или под автодорогами и пешеходными дорожками, в результате естественного нагрева нет необходимости использовать реагенты. В Исландии для этих целей используется вода из термальных источников, и необходимость в «грязных» источниках энергии с каждым годом снижается. Однако этот метод очень дорогостоящий и требует тщательного планирования городских коммуникаций.6. Альтернативные сложные химикаты
Наиболее популярное из них - мочевина (карбамид). Преимуществом мочевины в данной ситуации является польза окружающей среде. Обладает хорошими противоледными свойствами (30 г мочевины растапливает кубометр льда). Минус – стоимость, так как она в 7 раз дороже соли. Обозначенные химикаты применяется в основном в США, Канаде, Новой Зеландии.7. Снежный накат
Такой способ используют в Японии. В сезон снегопадов снег или укатывают или просто расчищают. В итоге вокруг дорог образовываются гигантские снежные стены, например, на альпийской дороге Татеяма-Куробе, однако такой способ приводит к росту аварий на дорогах.8. Сахар
Еще в 2013 году в Минске предложили использовать в качестве реагента средство из отходов сахарной свеклы, разработанном белорусскими учеными, — ХИК (химическое ингибированное кристаллическое вещество, в основе которого меласса, побочный продукт в производстве сахара). Из основных достоинств ХИКа по сравнению с солью, песком и реагентами стоит отметить экологичность, отсутствие коррозии, портящей металлические части автомобилей, неплохое сцепление колес с дорожным полотном. К сожалению такой метод не прижился. "Сладкий реагент" оказался дороже технической соли.9. Огуречный рассол
Идею поливать автомобильные дороги огуречным рассолом придумали в Германии. Частная баварская компания по производству солений и горчицы предложила в рассол, который остается после переработки огурцов, добавить больше соли, чтобы полученная смесь стала оптимальной для обработки автомобильных дорог. Данная инициатива позволяет сэкономить несколько тонн солевой смеси и не наносит большего вреда окружающей среде.На нашей планете существует много разных альтернативных идей по борьбе с гололедом, но пока вопрос перехода на экологически безопасные реагенты открыт. Возможно, в скором времени ученые найдут оптимальный вариант избавления от гололеда и экономически рентабельный, и безопасный для окружающей среды.
Наталья Бурая
©Цель 99