Сжигать отработанное автомасло - плохая идея. В ударной дозе вместе с дымом при сжигании образуются канцерогены - одна из главных причин возникновения онкологических заболеваний. Люди, которые работают вблизи источников сжигания получают колоссальный удар и по нервной системе, и по опорно-двигательному аппарату, зафиксированы и летальные исходы.
Большая часть масел именно сжигается. И здесь важно помнить сжигание отработанных масел для предприятий - лицензируемый вид деятельности, де используется специальное оборудование, контролируется уровень выбросов и предельно допустимая концентрация вредных веществ. Нормы установлены законодательством.
А вот те, у кого масло образуется небольшими объемами, порой решают его просто вылить возле дома, гаража, в лесу или на участке. Но в таком случае надо помнить, что вещество просто так исчезнуть не может, оно будет проникать в почву, но самое опасное - загрязнение грунтовых вод.
Один автомобиль раз в полгода год нуждается минимум в 4 л свежего масла в итоге ежегодно в нашей стране образуется более 20 тысяч тонн отработанного масла. И это только от населения, не считая отходы производства. Если относиться к его утилизации легкомысленно, то последствия могут быть катастрофическими. Только представьте: 1 литр (одна баночка) отработанного масла загрязняет свыше тысячи тонн грунтовых вод!
Но понимание проблемы - первый шаг к ее решению. Оставить отработку на автосервисе, который потом отвезет масло на предприятие по переработке -вариант определённо верный. Если масло меняли самостоятельно, то стоит отнести отработанное автомобильное масло на заготовительный пункт - это единственный законный способ распорядиться канистрой опасного вещества. Согласно белорусскому законодательству отработанные синтетические и минеральные масла по своей токсичности и другим опасным свойствам относятся к отходам третьего, второго и даже же первого класса опасности. Пунктов, которые ведут сбор автомасел в стране становится все больше. Найти их можно на Карте пунктов приема. Обязательно связывайтесь заранее с собственниками этих пунктов, чтобы уточнить условия приема.
Кстати, за 2022 год в республике, например, было собрано 21 тысяча тонн отработанных автомобильных масел. За последние несколько лет объемы сбора отработанных масел увеличились приблизительно в два раза.
Переработка автомасел в Беларуси
Но сбор автомасла – только половина дела. Главное, наладить переработку этого опасного отхода. Автомасла в нашей стране уже научились перерабатывать. Сегодня в Беларуси функционирует 11 объектов по переработке отработанных масел. Предприятия работаю, например, в Крупках, Орше, Дукоре. Они способны перерабатывать в год до 60 тысяч тонн этого опасного отхода.Переработка отработанного масла проходит в несколько этапов. Сначала его тестируют в лаборатории, затем очищают от механических частиц, воды и других легко закипающих примесей. Для этого масло отстаивается, фильтруется или центрифугируется. Следующий этап - выпаривание и перегонка, которые позволяют отделить техническое топливо и смазочную фракцию от тяжелого масла, содержащего присадки и другие побочные продукты. Затем следует физико-химическая очистка и фильтрация.
В зависимости от изначального состава из переработанного автомасла можно получить смазочные материалы, техническое топливо для котлов, печей, обогревателей, тяжелое масло, используемое для производства битума или других строительных материалов, а также пиролизный газ. Продукты переработки отработанного автомасла используется в том числе для производства удобрений.
Сейчас миллиарды жителей нашей планеты пришли к пику потребления автомобилей. Если относиться к этому безответственно, то довольно быстро все наши комфортные машины и их комплектующие станут ядовитым мусором. Но при минимальных усилиях с нашей стороны - ценным вторичным сырьем. Некоторые вещи никто не сделает за нас.
©Цель 99